среда, 24 декабря 2014 г.

Милорад Павич. Стеклянная улитка. Декоративная свеча / Milorad Pavić. Stakleni puž. Ukrasna sveća

Стеклянная улитка

Милорад Павич


Декоративная свеча

        Мадемуазель Хатчэпсут любила животных, особенно кошек, импортные духи и импортные цветы. Но для этих своих пристрастий у неё не было достаточно средств. Не было денег даже на какую-нибудь "карманную" собачку. К Сочельнику она едва достала рыбу и лапшу, чтобы приготовить её с варёными сливами. О подарках мадемуазель Хатчэпсут, конечно, не могла и мечтать. После того, как ужин был приготовлен, она оделась, чёрным карандашом подвела внутренние уголки глаз так, чтобы удалить их от носа, а внешние продлила почти до ушей. На лоб она повязала ленту. Верхняя губа была накрашена ровно, а нижняя так, что казалась поджатой. Она почувствовала себя хорошо, удовлетворённая своим видом. Словно перед неким завоевательным походом. Мадемуазель Хатчэпсут подошла к окну и взглянула на реки.
        — Облака преодолели воду, — отметила она.
        Затем мадемуазель Хатчэпсут аккуратно развернула золотистую бумагу и вытащила стеклянную улитку. Ей не понравился серебристый песок, которым была наполнена стеклянная раковина. Она аккуратно вытащила восковую пробку и вытряхнула содержимое улитки в умывальник. Затем мадемуазель Хатчэпсут вымыла раковину, высушила её и наполнила своим ароматическим голубым порошком для ванной. Затем она вернула на место восковую пробку с фитилём. Улитку снова можно было использовать в качестве декоративной свечи, но теперь она восхитительно блестела своей голубой утробой. Цвет улитки напоминал ей глаза молодого человека, чей визит она ждала.
        — Голубая Атлантида, — произнесла девушка и удивилась своим словам.
        — Глупости, — сказала она самой себе. — Откуда тебе известно, что это "голубая Атлантида"?
        Вскоре стеклянная улитка снова была в своей коробке, обёрнутая золотой бумагой и повязанная лентой с бантом. Готовая к тому, чтобы стать подарком.
        Через мгновение раздался дверной звонок. Гость принёс вино. И тот самый тёплый голос. Она усадила его за стол и села рядом с ним. Мадемуазель Хатчэпсут взяла четыре грецких ореха и бросила их на четыре стороны, крестя комнату. Затем из ящика стола она вытащила коробку со стеклянной улиткой и протянула ему.
        — Это тебе рождественский подарок от меня, — сказала она и поцеловала его.
        У него сверкнули глаза, и он, как маленький ребёнок, дрожа, развернул золотую бумагу и вытащил стеклянную улитку. На его лице отразилось изумление.
        — Разве ты не знал, что в коробке? — спросила его мадемуазель Хатчэпсут.
        — Не знал, — ответил он.
        — Ты разочарован?
        — Да.
        — Да?
        — Нет. Отличный подарок. Спасибо тебе!
        И он обнял её.
        — И у меня есть подарок для тебя, — добавил он, намереваясь немного сгладить ситуацию. Он положил на стол красно-белый пакетик, усыпанный крохотными блёстками. Мадемуазель Хатчэпсут развернула подарок и обнаружила в пакетике уже знакомую ей зажигалку с выгравированной надписью об исполнении желания. Мадемуазель Хатчэпсут немного растерялась из-за такого развития вечера. Сейчас она была разочарована. И поэтому, чтобы и со своей стороны немного сгладить ситуацию, она сказала:
        — Я знаю, как тебя зовут.
        — Откуда тебе это известно?
        — Не знаю точно откуда, но известно. Даже давно. Может, из-за запаха. Тебя зовут Сенмут.
        — Никогда не слышал. Откуда у тебя эта мысль? — спросил он и поставил улитку на серебряную тарелочку, чтобы зажечь её и ужинать при свете свечи.
        — Отлично! — воскликнула мадемуазель Хатчэпсут, протягивая ему зажигалку, — пожалуйста, зажги стеклянную улитку, а я принесу ужин.
        Арх. Сенмут взял зажигалку и вслух прочитал, что на ней написано:
        Если зажжёшь меня трижды подряд, исполнится твоё желание.
        — Обязательно, да-да, обязательно исполнится! Уже этим вечером, — добавила она смеясь.
        Тогда он чиркнул кремнём, и зажигалка загорелась. Она захлопала в ладоши. Он поднёс пламя к фитилю улитки и зажёг её. Стеклянная улитка засияла на столе и преобразилась в красивейшую декоративную свечу. Комната словно отделилась от пола и парила в сфере мягкого света.
        — Что же ты? — воскликнула она, — Нужно зажечь трижды!
        — Зачем же трижды, если я зажёг свечу с первого раза?
        — Ну, это же написано на зажигалке! Разве ты не знаешь? Всякое утверждение для того, чтобы его услышали, нужно произнести трижды.
        Тогда он чиркнул кремнём во второй раз, и зажигалка произвела зелёное пламя, которое она встретила громогласным "Браво!". Когда зажигалка воспламенилась и в третий раз, сильнейший взрыв разнёс в щепки квартиру вместе с ними. Остались только имена. Их можно найти в любой книге по истории Египта (восемнадцатая династия).

(Если вы не прочитали главу "Зажигалка", перейдите к этой главе. А если прочитали, то это конец истории.)


Оригинал: електронска библиотека пројекта "Растко".

Перевёл Алексей Соломатин.

Если вам понравилось, то при желании вы можете отправить автору небольшое пожертвование на ракию через PayPal :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий